логотип интернет магазина каминов - kamin.su
тепло и уют вашего дома
Меню

Каталог Каталог Акции Акции Компания Компания Помощь Помощь Контакты Контакты

Печь в древнерусской мифологии

27.09.2017

rissian-stove.gifПечь всегда была центром крестьянской избы. Она давала тепло и пищу, на ней спали, в ней мылись, в ней жил огонь — и неудивительно, что с печью издавна были связаны как самые светлые, так и самые темные мифологические представления. Русская печь — наиболее мифологизированный и символически значимый предмет обихода. Наряду с красным углом и столом она является одним из сакральных центров дома. Характер символического осмысления печи во многом предопределён тем, что поддержание домашнего огня и приготовление пищи были специфически женскими занятиями, незаметной для мужчин повседневной деятельностью русской женщины.

ЦАРЬ-ОГОНЬ

Огонь, который горит в печи, издавна воспринимался жителями русских деревень как живое существо. При зажигании огня в печи обычно приговаривали: «Царь-огонь, достанься, не табак курить, кашу варить». Рачительные хозяйки не только старались содержать печь в чистоте и опрятности, но и блюли некоторые связанные с ней магические обряды. Например, приведя в дом купленную корову, её кормили в первый раз на печной заслонке, чтобы подружить с домом. Для того же подводили к печи и новорожденных телят. Вынув хлеб из печи, туда бросали полено, чтобы хлеб «не выводился», чтобы не голодала печь. Полено клали в топку и на ночь, а также ставили горшок с водой, чтобы у печи и у огня было что есть и пить.

Согласно одному старинному поверью, печной огонь способствует заживлению кровоточащих ран и порезов. Например, порезал человек по неосторожности палец, и кровь продолжает сочиться сквозь ветошь или бинт. Если в это время в доме топилась печь, достаточно было кусочек окровавленной ветоши повесить на почтительном расстоянии от огня, где-нибудь над шестком. Считалось, что как только ветошь высохнет, и кровь остановится, а рана затянется. Такова, по мнению наших предков, сила чудесной связи человеческого организма с огнём родного очага.

Очень много поверий, обрядов и гаданий связано с прогоревшими печными углями и головешками. Например, выстреливающие поленья принимались как добрый знак, а вываливающиеся из топки говорили о скором приходе гостей.

Вообще, пользование домашним очагом требовало соблюдения множества правил, всех и не перечесть. Вот, например: покуда печётся хлеб, садиться на печку нельзя, чтобы тесто не испортилось. А при наступлении грозы заслоняли дымоходную трубу, чтобы чёрт или другая нечистая сила не могли спрятаться в ней от разящего удара грома.

ДЫМ БЕЗ ОГНЯ

Раз уж мы заговорили о трубе, то нельзя не отметить, что труба — это как раз то место, через которую домашняя печь связана с потусторонними силами. Ведь именно через неё вылетают ведьмы, души умерших, изгнанные знахарем болезни, а влетают огненный змей или чёрт. Классики русской литературы часто в своих сюжетах обращались к этой теме. Так, Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» описал вылет ведьмы следующим образом: «...Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле...».

А. С. Пушкин так описал превращение кумы в ведьму:

И слышу, кумушка моя
С печи тихохонько прыгнула,
Слегка обшарила меня,
Присела к печке, уголь вздула
И свечку тонкую зажгла,
Да в уголок пошла со свечкой.
Там с полки скляночку взяла
И, сев на веник перед печкой,
Разделась донага, потом
Из склянки три раза хлебнула,
И вдруг на венике верхом
Взвилась в трубу — и улизнула.

Через печную трубу окликают пропавший в лесу скот в надежде, что он вернётся домой. Говорят, если так же окликнуть человека, ушедшего в чужие края, то он воротится.

«ПОСАДИТЬ ЧЕРТЕЙ В ПЕЧКУ»

Неудивительно, что те, кто мастерил печи, считались людьми непростыми, возможно, даже «с чертовщинкой». Печники на Руси прославились своими довольно-таки недобрыми шутками. Например, во время постройки печи устанавливали в ней бутылку с налитой туда ртутью и насыпанными иголками. Когда печку топили, ртуть начинала бродить, а иголки — царапать по стеклу, издавая совершенно жуткие звуки. Это называлось «Посадить чертей в печку». Попроще была месть обсчитанных печников: один кирпич в трубе закладывался так, что печь при растопке постоянно дымила.

«ПЕЧНЫЕ» ОБРЯДЫ

Впрочем, вернёмся к роли печи в жизни русского народа. Как известно, в старину сватовство обязательно устраивала сваха. Так вот, перед началом сговора она обязательно грела руки у печи. Считалосъ, что в печи обитают духи умерших родственников, поэтому, грея руки, сваха оказывала им уважение и просила поддержки. Старинные свадебные обряды включали в себя хоровод вокруг печки и прикладывание рук к ней, после чего сваты начинали считаться близкими родственниками.

Похороны и обряд погребения также были связаны с участием в них огня и печек. Похоронив своих родственников, российские крестьяне верили в то, что необходимо заглянуть в печь и попросить у усопшего прощения за все нанесённые ему при жизни обиды.

ЗАПЕЧНИК, БАННАЯ СТАРУШКА И ОВИННИК

На печи или за ней испокон веков жил домовой (он же Суседко, Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец и Дедушка) — домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий спокойствие в жизни семьи, здоровье людей и животных, а также плодородие. Ещё его называли Голбешником — от слова «голбец» (перегородка за печью), а также просто Запечником. После ужина хозяева избы три раза солили горбушку, втыкали в неё ребром монетку и клали на печь. Рядом хозяин ставил наполненную до краёв чарку, приговаривая: «Хозяин-батюшка, сударь-домовой, меня полюби да домочадцев пожалуй, моё добро береги, мою скотину береги, моё угощение прими и вина отпей от полной чаши». Произнося эти слова, хозяин кланялся печке по три раза с трёх сторон. Затем он брал кошку, сажал её на печку и говорил: «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Надо полагать, что после такого внимания и почтительного отношения домовой размягчался и добрел, а значит — благополучие, мир и согласие не покидали дом.

А в русских банях, считалось, живёт Банник, принимавший зачастую облик кота или собаки с горящими огнём глазами. Именно для него при топке бани на печь бросали пригоршню соли, а также делали жертвоприношения в виде убитой чёрной курицы. Кости курицы обязательно впоследствии закапывались под порогом. При входе в баню Банника сначала приветствовали, а после благодарили за хороший пар. Крестьяне, собираясь в баню, приговаривали: «Банный князь, возьми нашу грязь. Дай нам чистое тело». И воду в бане никогда не выливали полностью, чтобы Банник мог тоже помыться.

Кроме Банника в русской баньке проживала менее известная сегодня Банная старушка (или Банная матушка), которая, согласно поверьям, помогала всем роженицам, больным и немощным.

В комплексе крестьянских хозяйственных построек популярен был овин: он предназначался для сушки хлебных колосьев в снопах. Центральное место в овине занимала большая печь. Овин с его огнём считался местом не простым, а наделённым чудесными свойствами. Он имел и отдельного хозяина — овинника. Считалось, что овинник живет на печи или под ней, а также в топке, на сушильных жердях и под садилом.

Овинник — существо демоническое: весь чёрный, лохматый, он выглядит стариком, а глаза его, согласно древнерусским поверьям, горят как угли. Считалось также, что он бывает похож на огромного кота, а ещё способен принимать вид медведя или даже барана. Овинник, подобно домовому, — домашний дух, он печётся о хозяйском благополучии, защищает свой участок от бед и от всякой нечисти. Но непримирим к проступкам или ошибкам хозяев и может жестоко наказать их — вовсе сжечь овин, а то и затащить виноватого в печь. Естественно, что овинника боялись и различными способами старались завоевать его расположение.

Источник: журнал «Fireplaces & Stoves»